Лекция 6. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНТЕРНЕТ
6.1 Понятие Интернет:
правовой аспект
6.2 Особенности
информационных правоотношений в Интернет
6.3 Основные
направления правового регулирования информационных отношений в Интернет
6.1 Понятие Интернет: правовой аспект
По
данным на декабрь 2010 г. существует более 250 млн. действующих
веб-сайтов, число пользователей сети Интернет по всему миру приближается к 2
млрд.
Интернет – это сетевая глобальная АИС, составляющая
основу формирования и развития информационного общества и состоящая из
трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них
информационных ресурсов как запасов знаний, в совокупности представляющей
интегральный источник знаний и средство коммуникации субъектов информационного
общества.
Интернет
представляет собой новую среду обитания человечества, деятельности личности,
общества и государства. Эту среду нередко называют виртуальной, имея в виду тот
факт, что информация – основной объект этой среды – физически, «на ощупь», не
ощутима.
Слово виртуальный произошло
от латинского слова virtualis,
т.е. возможный. В словаре С.А. Кузнецова даются два значения этого понятия:
1) возможный, такой, который может или должен
проявиться при определенных условиях;
2) условный, кажущийся.
Оба этих значения не
определяют в полной мере суть понятия «виртуальный» применительно к Интернет. С
одной стороны, информация в виде символов, знаков, волн, т.е. в той форме, как
она представлена в компьютере или при передаче по каналу связи, действительно
проявляется при определенных условиях, например, при выводе ее на экран
компьютера или при распечатке. Однако это не кажущаяся, а реально существующая
действительность, которая может подтверждаться в материальной форме (например,
на бумаге).
Рассматривая
Интернет с правовой точки зрения, выделяют две группы
специалистов, высказывающих мнения по этому поводу. Первая считает,
что Интернет – такая среда, в которой право принципиально не применимо. Вторая –
право в Интернет займет достойное место, нужно только учитывать особенности и
юридические свойства объектов, по поводу которых субъекты этой среды вступают в
отношения, ведущие к юридическим последствиям. Практика показывает, что вторая
точка зрения более правильная.
6.2 Особенности информационных правоотношений в Интернет
Рассмотрим
особенности осуществления информационных правоотношений в Интернет и основные
элементы этих правоотношений.
По
признаку наличия государственно-властного элемента можно выделить следующие
виды правоотношений в Интернет:
публично-правовые и частноправовые отношения.
К публично-правовым
отношениям в Интернет относятся:
1) отношения,
возникающие при создании и функционировании "электронного
правительства" - системы, при которой права граждан на оказание им
публичных услуг реализуются органами государства с помощью глобальных
компьютерных сетей;
2) отношения
по лицензированию деятельности провайдеров,
удостоверяющих центров и иных субъектов, по регистрации электронных СМИ и
сертификации технических средств;
3)
отношения по привлечению к ответственности за преступления и правонарушения,
совершенные с использованием Интернета;
4)
в сфере электронной коммерции - отношения типа B2A
- Business to Administration.
Поскольку
в данных отношениях одной стороной является государственных орган
(государственный служащий), на них распространяется принцип «все, что не
разрешено, запрещено». Так как все государственных властных функций
осуществляются исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных
правовых актов, то публично-правовые информационные отношения подлежат
регулированию только "сверху", правом.
Например,
для реального функционирования, например, электронного правительства, должен
быть полностью расписан его механизм, в частности, закреплены права и гарантии
граждан. Регулирование с помощью сетевых обычаев здесь недопустимо. Отдельные
правовые акты в данной сфере принимаются, но пока нельзя говорить о том, что
требуемая правовая база полностью сформирована.
Все
остальные отношения, в которых отсутствует государственно-властный элемент,
можно назвать частноправовыми Интернет-отношениями, и здесь
необходим совсем другой подход к выбору методов правового регулирования,
которые должны обеспечить баланс частных и
общественных интересов. Интернет составляет основу формирования
и развития информационного общества, которое по своей политической сути
является гражданским, и в нем должен действовать принцип «все, что не
запрещено, разрешено».
Можно
выделить три группы субъектов, которые действуют в Интернет.
1.
Субъекты, которые создают программно-техническую часть информационной
инфраструктуры Интернета, включая средства связи и телекоммуникаций,
обеспечивают ее эксплуатацию, расширение и развитие. Основными субъектами
выступают разработчики трансграничных информационных сетей, в том числе
технических средств, средств связи и телекоммуникаций, программных средств
разного уровня и назначения.
2.
Субъекты, которые производят и распространяют информацию в сети Интернет,
предоставляют услуги по подключению к Интернет. К ним можно отнести
специалистов, которые производят исходную информацию, формируют информационные
ресурсы и предоставляют информацию из этих ресурсов потребителям или
предоставляют возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться
его возможностями самостоятельно.
3.
Потребители информации и услуг в Интернете, которые разделяются на следующие
виды:
- потребители информации, осуществляющие поиск и
получение информации в Интернете;
- потребители услуг по хостингу, т.е. те, кто размещает
информацию в Интернете на серверах;
- потребители услуг электронной почты.
Основными объектами, по
поводу которых возникают информационные отношения в сети Интернет, являются:
1)
программно-технические комплексы, информационные системы,
информационно-телекоммуникационные технологии как средство формирования
информационной инфраструктуры, средства связи и телекоммуникаций,
обеспечивающие осуществление информационных процессов;
2)
информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные
услуги;
3)
доменные имена;
4)
информационные права и свободы;
5)
интересы личности, общества, государства в информационной сфере;
6)
информационная целостность и информационный суверенитет государства;
7)
информационная безопасность.
С точки зрения права Интернет в целом сам по себе не
является ни субъектом, ни объектом права. Это техническое средство передачи и
размещения информации, своеобразная среда, в которой складываются определенные
отношения, часть которых является также правоотношениями. Эти
правоотношения носят информационный характер, поэтому осуществляется правовое
регулирование информационных отношений в Интернет, опирающееся на действующие
нормы информационного законодательства.
Таким
образом, сеть Интернет предполагает достаточно развитую систему правоотношений
с многочисленными субъектами и объектами, требующую законодательного
закрепления.
6.3 Основные направления правового регулирования информационных отношений в
Интернет.
Основными
направлениями правового регулирования отношений в Интернет являются:
- защита от вредной и незаконной информации;
- соблюдение авторских и смежных прав в условиях
распространения информации в электронной форме и технически легкого копирования
такой информации;
- вопросы электронного документооборота, доменные имена,
правовое регулирование отношений при использовании электронной подписи;
- вопросы киберэкономики (электронные деньги,
реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на
передачу информации, электронная подпись);
- информационная безопасность как состояние защищенности
всех объектов информационных правоотношений в Интернет;
- правонарушения в Интернет.
Правовое
регулирование отношений в Интернет может базироваться на основе норм актов
информационного законодательства. Можно выделить основные направления этого
законодательства, имеющие наиболее тесную связь с отношениями, возникающими в
Интернет, многие из которых могут быть трансформированы для распространения их
действия и на виртуальную среду, а именно:
- законодательство об осуществлении права на поиск,
получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право
знать);
- законодательство об интеллектуальной собственности (об
авторском и смежных правах, патентное законодательство, законодательство о
ноу-хау);
- законодательство о СМИ;
- законодательство о документированной информации и об
информационных ресурсах;
- законодательство об информации ограниченного доступа;
- законодательство о создании и применении
информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
- законодательство об ответственности за правонарушения
в информационной сфере.
Именно
нормы актов этих направлений могут быть рассмотрены на предмет дополнений и
изменений для приведения в соответствие с особенностями среды Интернет. Кроме
того, важнейшее значение приобретает работа по формированию актов
международного законодательства, ибо именно на этом уровне необходимо
регулировать основную группу отношений, возникающих в виртуальной среде
Интернет, не имеющей географических границ.
В
настоящее время ни в одной из стран мира нет кодифицированного
законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет. Существующие
нормативно-правовые акты регулируют частные аспекты функционирования Сети, к
ним относятся, прежде всего, вопросы подключения к ней через поставщиков,
предоставления соответствующих линий связи и отдельных услуг и т.д. Практика
правоприменения в этой области недостаточно развита, усложняется отсутствием
федерального закона о российском сегменте, экстерриториальным характером сети
Интернет и другими факторами.
Особенности
правового регулирования использования информационного пространства порождают
ряд предложений, раскрывающих возможные пути решения проблем взаимодействия
реального и информационного мира.
Среди
них необходимо выделить следующие предложения:
- правовые — создание рамочного акта, содержащего
основные юридические определения и принципы использования норм права;
- технические — разработка и внедрение общедоступных
государственных систем поиска с индексацией информации, а также систем
депонирования информации;
- организационные — свободный доступ в сегменты сети с
условием соблюдения законов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий