Лекция 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
2.1 Понятие и система информационного права
2.2 Принципы информационного права
2.3 Предмет и методы информационного права
2.1 Понятие и система информационного права
Термин «информационное право» тесно переплетается с «правовой
кибернетикой», «правовой информатикой», «компьютерным правом». Некоторые
исследователи отождествляют эти понятия, приводя соответствующие доводы.
Однако, это все же разные области научного знания и исследования.
Правовая кибернетика исследует
условия и закономерности использования математических методов, идей и
технических средств кибернетики в праве как наука об оптимальном и
целенаправленном управлении сложными динамическими системами.
Правовая информатика изучает
право, правовую систему и юридическую деятельность в целом, с точки зрения
информации, как целостные информационно-правовые образования в обществе.
Информационное право рассматривает
и изучает свою совокупность юридических норм, актов, законов, регулирующих
информационные отношения в обществе.
Компьютерное право в известной мере
пересекается с информационным правом. Оно исследует лишь проблемы правового
регулирования общественных отношений в процессе использования вычислительных
систем (компьютерных систем и сетей), которые осуществляют сбор, обработку и
использование машинной информации.
Затрагивая
исторический аспект развития отрасли информационного права, следует отметить,
что впервые предложил и обосновал необходимость создания самостоятельной
отрасли права — информационного права — А.Б. Венгеров в 1975 г.[1] Она не всеми была поддержана, и научная дисциплина стала развиваться
в рамках компьютерного права, основоположником которого является Ю.М. Батурин[2].
Само понятие
информационного права появилось относительно недавно и трактуется
учеными-юристами по-разному.
Так,
В.А. Копылов предлагает определять термин «информационное
право» как систему охраняемых государством социальных норм и отношений,
возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и
потребления информации, и относит к основным объектам правового регулирования
информационные отношения, «возникающие при осуществлении информационных
процессов — процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения,
поиска, распространения и потребления информации»[3].
М.М. Рассолов определяет
информационное право как совокупность юридических норм и институтов,
регулирующих информационные отношения в информационной сфере[4].
И.Л. Бачило и
В.Н. Лопатин приходят к выводу, что «информационное право —
совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере,
связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных
ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях
обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их
организаций, государства и общества»[5].
В любом
случае все приведенные определения информационного права основаны на
совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в
информационной сфере.
Можно смело
утверждать, что практически все общественные отношения содержат информационную
составляющую. Отсюда об информационном праве принято говорить в широком
и узком смысле.
Если
придерживаться расширенной версии, то нормы информационного права
можно выявить практически в любой тематике законодательства. Например,
информационно-правовой характер носят нормы КоАП РФ о процессуальных действиях
со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании
и отчетности и т.д. Однако в этих случаях информационная деятельность играет
хотя и немаловажную, но вспомогательную роль, т.е. является средством для
достижения цели, лежащей за пределами информационной сферы (рассмотрение
административного правонарушения и привлечение виновных к административной
ответственности, взимание налогов и т.д.).
К
информационному праву в узком смысле относят лишь такие нормы,
которые регулируют информационные процессы, являющиеся самоцелью, т.е. когда
информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный
итог.
Раскрыть понятие любой отрасли
права означает рассмотреть его основные принципы и систему.
Информационное
право рассматривается как наука, как учебная
дисциплина и как собственно система правового регулирования
отношений в информационной сфере, т.е. отрасль российского права.
Информационное право как наука — это
система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его
предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений,
истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм
права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран.
Информационное право как учебная дисциплина — это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению
в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических, основано
на действующем федеральном законодательстве в информационной сфере, включает
основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы, особенностями
объектов информационного права, описанием источников информационного права.
Информационное право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в
информационной сфере.
Рассмотренные
три системы информационного права практически совпадают. Информационное право как
отрасль права, как наука и учебная дисциплина делится на общую и особенную
части.
Общая часть, представляющая собой системообразующее
начало, включает изучение: предмета, методов, способов, принципов правового
регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением
информации в общем виде, вопросов правового регулирования информационных
отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении
информационных технологий и средств их обеспечения, в области информационной
безопасности, а также в виртуальной среде Интернета. Сюда же следует включить и
институт юридической ответственности за правонарушения в информационной
сфере.
Особенная часть содержит вопросы правового
регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и обращении
информации разных видов (массовой, в области библиотечного и архивного дела и
др.), на основе методов, способов и принципов информационного права, изучаемых
в общей части. Сюда же включено изучение двух групп институтов информационного
права: 1) института обращения открытой информации; 2) института обращения
информации ограниченного доступа.
2.2 Принципы информационного права
Информационное
право функционирует в соответствии с определенными принципами, которые, как и
принципы любой другой отрасли права, означают основные идеи и требования,
законодательные отправные начала, организационные начала, наиболее характерные
черты и свойства той или иной деятельности.
Опираясь на
объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере,
особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного
права.
1. Принцип
сбалансированных интересов личности, общества и государства[6]. Интересы личности в информационной сфере заключаются: в реализации
конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на ее
использование в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности,
физического, духовного и интеллектуального развития; в защите информации,
обеспечивающей личную безопасность.
Интересы
общества в информационной сфере направлены на обеспечение интересов личности в
этой сфере, упрочение демократии, создание правового социального государства,
достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.
Интересы
государства в информационной сфере заключаются: в создании условий для
гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации
конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения
информации и пользования ею при обеспечении незыблемости конституционного
строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической,
экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности
и правопорядка; в развитии равноправного и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
2. Принцип
законности. Это универсальный
принцип, проявляющийся в соблюдении Конституции и
законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм
международного права при осуществлении деятельности в информационной сфере.
Важную роль в обеспечении принципа законности играет информированность о
содержании законов и иных нормативных юридических актов широких слоев
населения, не говоря уже о государственных и муниципальных служащих.
Возможности ознакомления с содержанием законов в последнее время неизмеримо
выросли, в том числе и благодаря информационному праву. Достаточно вспомнить,
как трудно было приобрести текст какого-либо закона, например кодекса,
в книжных магазинах в сравнительно недавнем прошлом.
3. Принцип
гласности. Имеется в виду открытость в
реализации функций федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ и общественных объединений,
предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством
Российской Федерации.
4. Принцип
правового равенства. Правовое равенство всех участников процесса
информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального
и экономического статуса основывается на конституционном праве граждан на
свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации
любым законным способом.
Названный
принцип вытекает из более общего положения, согласно которому «государство
гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые
формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,
языковой или религиозной принадлежности» (Ст. 19 Конституции Российской
Федерации).
5. Принцип
ответственности. Применительно к информационному праву это означает
неотвратимое наступление ответственности за нарушение норм и правил,
закрепленных в нормативных правовых актах.
6. Принцип
отчуждения прав на использование информации[7]. Данный принцип основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости
информации от ее создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене
процедуры отчуждения информации на отчуждение прав на использование
информации.
7. Принцип оборотоспособности информации.
Он основан на свойстве обособляемости и овеществляемости информации
и заключается в том, что информация может обращаться как самостоятельный объект,
т.е. независимо от ее создателя или обладателя.
8. Принцип информационного объекта (информационной
вещи).
Основан на свойстве двуединства информации и
материального носителя и заключается в том, что на такой объект должны распространяться
одновременно и взаимосвязанно два института: интеллектуальной собственности,
защищающего право на информацию на материальном носителе, и вещной
собственности, защищающего право собственности на материальный носитель с
зафиксированной на нем информацией.
9. Принцип распространяемости информации.
Основан на свойстве распространяемости информации и заключается в
том, что одна и та же информация может одновременно принадлежать неограниченному
кругу лиц.
10. Принцип
организационной формы. Основан на одноименном свойстве информации и
заключается в том, что в правовой системе речь, как правило, должна идти по
поводу не информации вообще (например, в философском ее понимании), а
информации, представленной в определенной организационной форме (документ
— оригинал, подлинник, копия; массив
документов; банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот принцип
позволяет также относить к категории информационных объектов как отдельные
документы, так и сложные организационные информационные структуры.
2.3 Предмет и методы информационного права
Традиционно
отрасли права выделяют по единству предмета и метода правового регулирования.
Но это единство характерно не для всех отраслей права. Возникают новые отрасли
права (экономическое, космическое и другие), которые обособляются пока что
больше по своему предмету, а метод регулирования для этих отношений может еще
вырабатываться, может быть смешанным или вообще не иметь четкого содержания.
Это можно отнести к информационному праву как новой отрасли российского права.
Предмет информационного права составляют
отношения по поиску, получению, передаче, производству и распространению
информации, а также смежные с ними отношения, которым действующим
законодательством придано значение информационных (отношения, связанные с созданием,
преобразованием и потреблением информации; отношения, возникающие при создании
и использовании информационных технологий, информационном обмене, а также
отношения, складывающиеся по поводу управления информационными процессами,
информатизацией и обеспечением информационной безопасности).
Из специфики
предмета информационного права вытекает его метод - совокупность
способов правового воздействия на общественные отношения, составляющие этот
предмет. Особенности метода проявляются в правовом
положении субъектов, форме и содержании правоотношений, в юридическом
инструментарии, используемом при воздействии на общественные отношения.
В правовом
регулировании применяются два взаимно противоположных базовых метода. Первый - метод
субординации (императивный), когда положение
субъектов характеризуется отношениями подчиненности. Регулирование в данном
случае осуществляется на властных началах, в юридическом инструментарии
преобладают приказы и распоряжения, а основными способами воздействия на
отношения (способами регулирования) являются запреты и позитивные обязывания.
В
информационном праве существует несколько групп отношений, которые складываются
на началах власти и подчинения. Это прежде всего отношения по
формированию государственных информационных систем, по управлению
информационными процессами, по обеспечению информационной
безопасности, по охране информации, находящейся в режиме государственной тайны.
Второй - метод
координации (диспозитивный), который строится на основе
равенства участников правоотношений и их автономии. В юридическом
инструментарии этого метода преобладают соглашения, а среди способов
регулирования ведущую роль играют дозволения. В информационном праве к
отношениям, которые складываются на началах равенства сторон и их имущественной
самостоятельности, прежде всего принадлежат отношения, возникающие по поводу
информации, находящейся в режиме коммерческой тайны, и отношения по
предоставлению информации.
Таким
образом, в информационном праве проявляются оба базовых метода правового
регулирования. При этом может иметь место их специфическое сочетание, которое
дополняется конкретными методами правового воздействия и особым правовым
инструментарием.
Один из
ведущих специалистов информационного права М.А. Федотов утверждает, что «мы
находимся на пороге появления нового метода правового регулирования. Этот метод
правового регулирования будет связан с функционированием права в телекоммуникационных
сетях, с использованием новых информационных и коммуникационных технологий.
Традиционные представления о методах правового регулирования, которые позволяют
нам вычленять, традиционные отрасли права, как то административное
право, гражданское право, конституционное (или государственное) право,
уголовно-процессуальное право и т.д., применить в данном случае мы не сможем.
Но если
представить, что телекоммуникационные сети типа Интернета — это не просто новое
средство коммуникации, а новая сфера обитания человеческой цивилизации, новая
сфера человеческой активности и новая сфера применения права, то мы поймем, что
информационное право будет иметь свой особый метод правового регулирования,
ибо он в первую очередь будет осуществляться в телекоммуникационных сетях, в
киберпространстве. Иными словами, человек будет не просто пользоваться
телекоммуникационными сетями, он будет вступать в правовые отношения, испытывать
на себе правовое регулирование через телекоммуникационные сети, внутри
телекоммуникационных сетей»[8].
Методы
правового регулирования следует отличать от методов науки
информационного права, среди которых выделяются общенаучные (логический,
исторический, статистический, социологический и др.) и специфические -
информационные. При решении вопроса о методологии информационного права
следует по меньшей мере исходить из необходимости учета особых свойств информации,
понятий информационной сферы и информационного общества.
При
исследовании информации как основного объекта правоотношений применяют
методы теории информации (науки, изучающей количественные закономерности, связанные с получением,
передачей, обработкой и хранением информации); информатики (науки,
изучающей информацию, информационные процессы, информационные технологии и
информационные системы во всех областях человеческой деятельности); правовой
информатики (науки, изучающей информацию, информационные процессы,
информационные технологии и информационные системы в правовой сфере) и правовой
кибернетики (науки, изучающей информационные особенности процессов
управления в правовой сфере).
В целом
информационное право представляет собой комплексную отрасль права, имеющую
свой особый предмет правового регулирования — информационные отношения и
использующую весь набор традиционных методов правового регулирования в пределах
одной предметной отрасли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий